Форум поискового отряда "ВИТЯЗЬ"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум поискового отряда "ВИТЯЗЬ" » Реконструкция » Зарождение казачества


Зарождение казачества

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Каза́ки (козаки́) — субэтническая группа преимущественно восточных славян, проживающая в южных степях Восточной Европы, России и Казахстана.
  Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних к северу Московского и Литовского княжеств. Таким образом началу XVI века обе группы выросли в крупные вольные войска. Донские казаки в союзе с Русским Царством начали систематическую колонизацию окраин России, заселили низовья Волги, Яика и Терека, а также обширные территории в Сибири, и стали основой новых войск.
  Днепровские казаки образовали Запорожскую Сечь, стали вассалом Речи Посполитой. Но политическое и религиозное давление со стороны Польши привело к провозглашению Гетманщины и массовому восстанию Богдана Хмельницкого, которая в корне изменило геополитический баланс восточной Европы. Впоследствии казаки повернулись к России, и Переяславская Рада объединила Украину с ней.
  В ходе XVIII века растущая Российская Империя требовала от казаков преданности и службы, но это часто шло против их вольному образу жизни и привело к множеству восстаний Разина, Булавина и Пугачева. Это вызвало крупные карательные меры со стороны российских властей и в крайних случаях целые войска могли быть расформированы, как случилось с Запорожским в 1775-м году. К началу XIX века, казаки образовались в свое сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война) постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой Царя. В ответ они имели огромную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и ее власти внутри.

  Существует несколько версий возникновения казачества. По неофициальной версии (которая настаивает на том, что казачество является военным сословием в составе России, с чем не согласно само казачество, считая свои корни более древними и что является причиной для споров уже много веков) первоначальной родиной казачества считается линия пограничных со степью русских городов-крепостей, шедшая от средней Волги на Рязань и Тулу, потом круто переламывающуюся на юг и упирающаяся в Днепр по черте Путивля и Переяслава. Казаки являлись народной самообороной, нацеленной на защиту мирного населения от постояных набегов вооружённых банд татарского происхождения. Этим людям, постоянно сталкивающимся в степи с татарскими воинами. Древнейшее известие о казачестве говорит о казаках рязанских, оказавших своему городу услугу в столкновении с татарами в 1444. В XVI веке городовые казаки, и прежде всего рязанские, стали оседать военно-промысловыми артелями в открытой степи, в области верхнего Дона. (В. О. Ключевский, «Курс русской истории»)
  Также казачество сыграло существенную роль в консолидации украинского этноса. Первое упоминание в польских хрониках о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков. Хотя в реальности казачество известно на Украине гораздо раньше под именем севрюки.
  Казачество обязано также своим возникновением имеющейся во время монголо-татарского ига «живой дани», то есть людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. И само слово казак имеет тюркское происхождение, означающее лёгкую конницу. Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-Подонское епископство. Таким образом согнанные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. После развала единого монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками или украинцами, эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например у Ф. Крюкова и М. Шолохова). Н. И. Ульянов, исследовавший историю казачества, приводит подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе. В московском государстве XVI и XVII вв. казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев.

Источник: [http://ru.wikipedia.org/wiki/Казачество#.D0.98.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.B8.D1.8F_.D0.BA.D0
.B0.D0.B7.D0.B0.D1.87.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B0]

http://s51.radikal.ru/i133/0903/37/f5d526f111ad.jpg

2

а у меня есть текст этого письма... но я не могу его выложить - нарушу правила форума((((((

andreasTT - может сделаешь исключение?

3

Рената написал(а):

нарушу правила форума

Ты выложи, а там посмотрим.

4

...Началось с того, что в начале лета 1663 года султан Османской империи Мохаммед IV обратился к казакам Запорожской Сечи с весьма пафосным письмом. Возмущенный постоянными набегами казаков на его владения, султан тем не менее показал себя интеллигентным человеком, сумев сохранить выдержку и самообладание. Впрочем, судите сами.

Султан Мохаммед IV - запорожским казакам

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств - Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Султан Мохаммед IV».

То, что было дальше, запечатлено на известной картине Ильи Репина, где казаки пишут султану ответ. Да, он оказался не слишком дипломатичным, зато какие метафоры и внутренние рифмы, какая утонченность... Приводим текст послания в оригинале.

Ответ запорожцев Мохаммеду IV

«Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ти в чорта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт висирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ти, сукiн ти сину, синiв христiянських пiд собой мати, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распро... твою мать. Вавилоньский ти кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х... крюк. Свиняча ти морда, кобиляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою... От так тобi запорожцi висказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мicяц у небi, год у книзi, а день такий у нас, який i у вас. За це поцiлуй в сраку нас!

Пiдписали: кошовый атаман Иван Сирко зо всiм кошем Запорожськiм».

Русско-украинский словарик «КП»

Люцеперь - Люцифер (дьявол).
Лицарь - рыцарь.
Срака - задняя часть тела.
Ежак - ежик.
Вбъешь - убьешь.
Высирае - опорожняет желудок.
Маты - иметь.
Боiмось - боимся.
Кухарь - бездарный повар.
Колесник - болтун.
Бравирник - хвастун.
Козолуп - кастрированный козел.
Свинарь - пастух свиней.
Злодиюка - злодеище.
Сагайдак - степное животное.
Кат - палач.
Блазень - придурок.
Гаспид - вредная змея.
Рiзницька собака - кусачая собака.
Плюгавче - плюгавый, никчемный.
Кош - подразделение войск

5

Да, да именно так,я читал его, вообще, как многое в истории неизвестно, я в том году писал про них доклад, начиналось в нем все так: "На протяжении столетий степь была источником опасности для славянского населения. Здесь кочевали татарские отряды, совершая набеги на славянские земли, среди этих отрядов были и казаки, выходцы из разных орд, из самых низов татарского общества единственная привилегия которых была личная свобода.

6

а вот тов. НКВД сие творение, можно сказать, в оригинале прочел.... завидую...

7

Краеведческие материалы по истории Уральского (Яицкого) казачества и Уральской области.
И их Форум

8

Это типа потомки казаков?


Вы здесь » Форум поискового отряда "ВИТЯЗЬ" » Реконструкция » Зарождение казачества